Андреева
о себеа глазки стихи
отзывыа ротик проза
почтаа шейка песни
Марина






стихи друзей: А.ВОРОНИН

Послесловие к фестивалям

POWER OF JAZZ

Так, перефразировав Би Би Кинга, позвольте назвать репортаж с прошедшего 9 - 11 марта в Петрозаводске XI международного джазового фестиваля "Звезды и мы". Инициатор его проведения Петрозаводское музыкальное училище.

Честно говоря, сложилось впечатление, что организаторы сего действа хотели, чтобы о нем узнало как можно меньше народу: рекламы не было практически никакой. Как следствие - не слишком приятное ощущение в первый день от полупустого зала. Правда, ко второму дню народ подтянулся - видимо, сработало "сарафанное радио".

Выходя из зала после первого концерта, просматривала программу и думала: какие ожидания оправдались, какие - нет? Квинтет Андрея Светлова: имя лидера было мне совершенно незнакомо, но присутствие Игоря Тимофеева (саксофон) и Сергея Остроумова (ударные) заставляло ожидать чего-то весьма интересного, и результат не обманул ожидания. (Кстати, об Остроумове: в рекламном буклете фестиваля меня позабавили слова о нем - "учился в музучилище г. Петрозаводска". За этой обтекаемой формулировкой скрывается драматическая история о начинающем барабанщике, который во время сессии уехал на джаз-фестиваль куда-то в центральную Россию, после чего его отчислили за прогулы. Он окончил музучилище Уфы, покорил обе столицы и - уже с именем - приехал в Петрозаводск...) Затем на сцену вышел дуэт Константин Серов (молодая звезда гитарного джаза) - Александр Фишер, один из известнейших наших трубачей, игравший еще с О. Лундстремом. Была представлена очень лиричная программа, все было очень мягко и задушевно... но как-то без огонька.

После антракта в зал вернулось от силы две трети публики. И зря, поспешу заметить. Правда, ансамбль В. Рамуса мне лично запомнился не особенно - профессионально, качественно, но тоже как-то слишком спокойно - зато The Karelian Dixie Drive Band Е. Макеева оправдал название и буквально вытянул первый день. Драйв - он и в Африке драйв...

"Изюминкой" фестиваля стало участие в нем совсем юных музыкантов - учащихся ДМШ 1 и Дворца творчества детей и юношества, которым 10-го числа был отдан дневной концерт с соответствующим названием "Школьники играют джаз". В основном это были ученики известного нашего педагога Нины Кайске, которую директор Петрозаводского музыкального училища Лариса Бердино назвала настоящим энтузиазмом: ведь исполнение джазовой музыки программой не предусмотрено, и ноты Нина Владимирована собирала чуть ли не по всему свету.

Как сказал во вступительном слове бессменный ведущий фестиваля В. Фейертаг, "джаз требует блестящей инструментальной подготовки и композиторского дарования, поэтому в 10-12 лет полноценно играть его невозможно". Важен сам факт того, что ребята хотят играть джаз и имеют возможность с детства знакомиться с этой музыкой. (По словам В. Фейертага, сейчас в мире обычна практика, когда в музыкальных школах кроме академической музыки дают и эстрадно-джазовую, чтобы сократить разрыв между музыкой, которую ребенок играет в школе и той, которую он слышит вокруг.) Возможно, лет через 7 - 10 имена этих ребят станут гордостью нашего джаза...

Яркое впечатление оставил 16-летний пианист из Чебоксар, обладатель Гран-при нескольких международных конкурсов Алексей Кузьмичев. Он выступал в дуэте со своим отцом, Николаем Кузьмичевым, джазовым пианистом. Мне кажется, уже сейчас сын перекрывает отца по вокальным данным и энергетике, а через несколько лет... На мое недоуменное:"Откуда это у него в таком возрасте?" - знакомый музыкант с пафосом произнес: "Ну он же сын джазмена, а не обычных родителей!.."

... Открывающая второй день питерская команда "Doo Bop Sound", на мой взгляд, грешила затянутыми соло. После питерцев вышел норвежский блюз-бэнд "Dr. Wessel" и в первые же пару минут резко поднял залу настроение. Что вытворял солист - словами передать трудно. Прыгал в зал, ходил по креслам, целуя дамам ручки; рвал на груди рубаху, рыдал и ползал по сцене, при всем этом ухитряясь вполне прилично петь. Остальная команда, по моим ощущениям, была ему под стать. Барабанщик вообще не явился на репетицию; на вопрос звукорежиссера, где, мол, ударник, вокалист невозмутимо ответствовал: "I don't know". В итоге на концерте с "Доктором Весселем" играл наш Владимир Неверов, поскольку норвежец так и не объявился. В общем, горячие скандинавские парни оторвались на славу...

Завершал второй день ансамбль Андрея Кондакова с поистине "звездным" составом: И. Тимофеев - саксофон, Г. Воскобойник - контрабас, А. Машин - ударные, Пол Болленбэк (США) - гитара, ну и, естественно, сам Кондаков. И один-то Андрей Владимирович за роялем - зрелище, способное мертвого поднять из гроба и заставить отстукивать такт и хлопать в ладоши, а уж с такой командой... В общем, получился мощнейший финальный аккорд.

Однако самое яркое впечатление фестиваля обрушилось на меня в последний день в виде "Камераты" - вокального септета из Минска, перекрывший очень неплохой сам по себе секстет из Москвы "Cool & Jazzy". Во время пения минчан возникало полное ощущение звучания инструментального ансамбля - бас, тарелки, труба, флейта и т. п. Плюс энергетика, плюс крайне интересный музыкальный материал - в первую очередь, оригинальные обработки белорусского фольклора, с очень прозрачным, отрешенным звучанием. Вторую часть программы составили джазовые и блюзовые композиции, и здесь меня совершенно покорил "черный" блюзовый голос одного из солистов. Судя по реакции зала, минчане на всех произвели впечатление: их единственных за все три дня вызвали на бис.

Кстати, о реакциях зала: по воспоминаниям людей, бывших на джаз-фестивалях в начале 90-х, зрители стали намного сдержаннее. Сейчас как-то трудно представить ситуацию, когда музыканта забрасывают цветами еще до начала игры.

Очень понравился Симоне Боско (Италия) - безумно темпераментный перкуссионист, игравший с ансамблем В. Мишина. Потряс воображение его сольный номер, закончившийся бросанием оземь тарелки...

Закрывал фестиваль биг-бэнд Петрозаводского музучилища в расширенном составе - в него влились четверо студентов шведской Frammas Folkhogskola и двое участников секстета Дана Йоханссона (Швеция). Гостям были отданы многие сольные партии. Завершающая композиция носила красноречивое название "Мешок горя" - как сказал Фейертаг, горя по поводу окончания фестиваля. Однако вещь, не соответствуя названию, оказалась неожиданно мажорной. И правда: ведь всего через год - надеюсь! - джаз снова будет звучать в филармонии.

Марина Андреева

Марина Андреева.:: о себе.:: стихи.:: проза.:: песни.:: почта.:: morosoft©2000-2004

[an error occurred while processing this directive]